Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 01:47

Уважаемые родители! Очереди в дошкольное структурное подразделение "Тополек" - нет! Мы рады Вашим детям! Приглашаем к сотрудничеству людей с добрым сердцем, любящих детей, Вас, уважаемые спонсоры!

Меню сайта
Категории раздела
О нашем детском саде [13]
Воспитание [10]
Тесты и анкеты [2]
Здоровье ребенка [7]
Наш опрос
Оцените наш детский сад
Всего ответов: 23
Авторское право

© Создание. Плотников А. С., 2011.

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание

Можно ли наказывать детей
Проблема меры строгости в воспитании всегда волновала родителей. Многие из них ищут ответа в книгах, другие опираются на опыт воспитания в своей семье, транслируя его в новое поколение. Для огромного числа родителей во всем мире в последние десятилетия настольной книгой по воспитанию служат труды Б. Спока. Американский педиатр на долгие годы стал символом гуманного отношения к детям, требующего уважения и признания их естественных потребностей, отрицающего всякое насилие над психикой ребенка, запрещающего наказания. 

Однако при всей привлекательности такого принципа все чаще звучат голоса, обвиняющие Б. Спока в том, что с его помощью было выращено целое поколение непочтительных, непослушных и безответственных людей. Как пишет в своей книге «Непослушный ребенок» соотечественник Б. Спока психолог Д. Добсон, в последние годы известный педиатр серьезно пересмотрел свои взгляды на воспитание в пользу необходимости твердой дисциплины. Он пришел к выводу, что безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное и неуважительное отношение к другим людям. Сказанное вовсе не означает призыва к палочной дисциплине и жестокости. В этой же книге Д. Добсон формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка. 

1. Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила – не требуйте их исполнения. 

2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно. 

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей. 

3. Отличайте своеволие от детской безответственности. 

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения. 

4. Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните. 

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать. 

5. Не требуйте невозможного. 

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. 

Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами ему дали поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка. 

6. Руководствуйтесь любовью. 

В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины. 

Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей.

Что же касается того возраста, которому посвящена наша книга, то Д. Добсон не советует прибегать к шлепкам, даже самым нежным, до полутора лет. Но и после этого возраста наказывать ребенка следует лишь в самых крайних случаях, когда он сознательно демонстрирует неповиновение. 

Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за проступком. Детская память коротка. Если вы, придя домой после работы, узнаете, что ваш ребенок устроил днем бабушке истерику и нарочно разбил чашку, и решите его нашлепать, имейте в виду, что ваш справедливый гнев не будет воспринят малышом. Калейдоскоп событий дня сотрет в памяти дневное происшествие, и наказание не принесет ничего, кроме обиды. 

Дети в возрасте от года до полутора лет, стремясь исследовать все, что их окружает, портят вещи и наносят вред самим себе. Прежде чем сердиться на ребенка, нужно вспомнить, что им движет познавательная потребность, а не сознательное стремление причинить вред, сделать вам назло. Постарайтесь использовать то качество детской психики, о котором мы уже говорили, – ситуативность, т.е. способность быстро переключаться на новые предметы, появляющиеся в поле зрения малыша. Нельзя требовать от полуторагодовалого ребенка, чтобы он вел себя, как пятилетний, помнил и выполнял все ваши требования. Нельзя наказывать ребенка за такое поведение, которое естественно вытекает из его потребности в познании окружающего мира. В противном случае он может вырасти вялым, малоинициативным. 

Ко многим потерям следует относиться философски, спокойно, ибо они неизбежны. А большинство из них совсем несложно предотвратить. Вот малыш с размаху бросает на пол хрупкую чашку. Раздается звон – чашка разбита вдребезги, ребенок испуган, расстроен и удивлен. Но мама, не понимая состояния малыша, начинает ругать его, говорит, что у него никогда не будет «такой красивой чашечки, никогда-никогда в жизни». Она изо всех сил пытается дать ему почувствовать, как безмерно велика его вина. А чувство вины – это очень тяжелое наказание, мешающее жить не только взрослым, но и детям. Было бы лучше вообще не давать ребенку столь хрупкий предмет, заменив его эмалированной кружечкой. Но если уж «несчастье» произошло, следует сказать ребенку: «Ты видишь, хрупкие предметы разбиваются, если падают. Постарайся держать чашку покрепче, а лучше всего давай возьмем более прочную чашку». 

Объяснив малышу причину события, вы поможете ему предусматривать последствия своих действий и понимать связь различных, пока еще разрозненных в его сознании явлений.

Автор(ы): Галигузова Л.Н. Смирнова О.Е. 
Выходные данные:
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. (Развитие и воспитание)
Категория: Воспитание | Добавил: mr_PR[] (15.11.2011)
Просмотров: 1107 | Комментарии: 4 | Теги: наказывать детей, воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 Владимир Шебзухов  
Серёжа
Владимир Шебзухов

Съезжал, как-то, с горки на санках Серёжа.
Для этой езды, хоть, довольно подрос,
Всё ж выпал из санок, да так, что (о, Боже),
Не просто упал он -- расквасил свой нос!

Опух его носик, всем жалко Серёжу.
Стараются сладостями угощать.
Понять окружающих кроху не сложно,
Ведь жалко болявеньких, как не понять?

Нежданно вдруг мама ему предложила:
«А, хочешь, мы в гости с тобою пойдём?
Постельного не назначали режима.
А чем уж заняться в гостях, мы найдём!»

Стал грустным малыш от такого вопроса.
Что дома сидит, так не рад он и сам.
Но маме ответил «С таким-то вот носом,
Нельзя ни гулять, ни ходить по гостям!»

С сыночком своим согласилась, вестимо.
Пусть время, что лечит, послужит и нам...
Зашла, как-то в комнату детскую к сыну.
Игрушки разбросаны по сторонам.

Серёже с досадою мама сказала:
«Ответь, наконец, на вопрос мне такой,
Ответить по-взрослому время настало,
Когда ты начнёшь убирать за собой?»

Стал грустным малыш от такого вопроса.
Но был уж готов на такое сказать.
И маме ответил «С таким-то вот носом,
Нельзя мне никак за собой убирать!»

3 Владимир Шебзухов  
Манная каша
Владимир Шебзухов

Не нравилось утром есть манную кашу,
Отнюдь не капризной, воспитанной Даше.
Но кашу, что мама давала с утра,
Доесть до конца, никогда не могла…

Сказала за завтраком, но извиняясь:
«Я есть эту кашу уже не могу!»
У мамы, однако, лицо поменялось --
«Наверно, придётся звать Бабу-Ягу!»

Восторг с изумлением был, в самом деле.
Сумела со стула аж на пол присесть.
«Ты, правда, так думаешь и неужели,
Что станет Яга, кашу манную есть???»

2 Владимир Шебзухов  
НЕДОУМЕНИЕ-новая редакция
Владимир Шебзухов

Ребёнок, что – пустой сосуд.
И мудрецы отнюдь не лгут:
Кем вырастет, узнать не сложно…
Лишь «выльет», что в него «нальют»!

С напутствием отпущена,
В преддверье сна грядущего,
Обиженная Олечка
Задумалась тихонечко:

«От папы с мамой слышу я,
Что часто не понять --
«Избаловали мы тебя,
Пора и наказать!»

Послушают едва ли,
Но всё ж сказать отважусь я,
Дождусь лишь только дня --
Ведь вы -- избаловали,
Так почему наказывать
Должны, всегда, меня?!»

1 Владимир Шебзухов  
НЕДОУМЕНИЕ
Владимир Шебзухов

С напутствием отпущена,
В преддверье сна грядущего,
Обиженная Оленька,
Задумавшись тихоненько:

«От папы с мамой слышу я,
Что часто не понять --
«Избаловали мы тебя,
Пора и наказать!»

Послушают едва ли,
Но всё ж сказать отважусь я,
Дождусь лишь только дня --
Ведь вы -- избаловали,
Так почему наказывать
Должны, всегда, меня?!»

Ребёнок, что – пустой сосуд.
И мудрецы отнюдь не лгут:
Кем вырастет, узнать не сложно…
Лишь «выльет», что в него «нальют»!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Праздник
Полезные ссылки

Телефоны специалистов, курирующих вопросы дошкольного образования:

© Создание. Плотников А. С., 2011. Все права защищены
МБОУ "Юргинская СОШ" Дошкольное структурное подразделение "Тополёк"

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz