МДОУ "Юргинский детский сад "Тополек
Тополёк - один из островов детства
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
(В.А. Сухомлинский) «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»
(А.С. Макаренко) Одно из условий своевременного и полноценного развития детей – их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни в детском саду. Нашему МДОУ «Юргинский детский сад «Тополек» родители поселка Юргинский, Юргинского района, Кемеровской области доверяют своих маленьких карапузов.
Дети в детский сад ходят охотно, так как у нас работают воспитатели, которые обеспечивают благоприятное время пребывания детей в саду. Каждый воспитатель применяет свои особенности общения с детьми. Детям интересно, что их ожидает с утра нового дня, так как в детском саду проводят «Утро радостных встреч», встречают приходящих детей в форме игры, с сюрпризами, с подарками, которые дети сами же и мастерят на занятиях (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
В 2009 году у нас открылась 4-ая группа: группа детей раннего возраста, и на сегодняшний день существует очередь, из количества детей на еще одну группу, для которых, к сожалению, нет мест на год вперед.
Правильной организацией жизни детей в период привыкания (адаптации) к детскому саду занимаются на данный момент воспитатели группы раннего возраста Мельзуп Ирина Станиславовна и Лобасова Наталья Николаевна. Соблюдение подвижного графика приема в группу позволяет воспитателям правильно распределить внимание, организовать воспитательное воздействие, наладить процесс привыкания вновь поступивших детей. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. Не для кого не секрет, что для того, чтобы ребенок был здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон, надо строго придерживаться режима. Рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в детском саду, способствует нормальному развитию детского организма.
Ирина Станиславовна и Наталья Николаевна стараются уделить каждому ребенку внимание, подержать на коленях, поиграть. Постоянную помощь в этом оказывает младший воспитатель. Поддерживают положительное отношение к кормлению, к еде ласковым разговором с детьми, во время усаживания, во время кормления, приучая тем самым к самостоятельному держанию ложки, хлеба, кружечки с чаем. Переодевание после сна и в течение дня используют для общения с ребенком, развития у него движений, понимания и формирования активной речи. Помогает в снятии напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под нее приплясывать.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет, то в какой мере сформированы у него необходимые культурно – гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания, процедура умывания после еды, высаживания на горшки. У Ирины Станиславовны и Натальи Николаевны все эти процедуры как отдельный спектакль со стихами, сказками, потешками. В такой веселой обстановке дети не боятся туалета. При укладывании детей и подъеме после сна воспитатели также соблюдают индивидуальный подход к ребенку, к каждому подойдут, кого –то укроют, кого –то погладят по головке, кого –то похвалят. В течение дня развивают в детях посильную самостоятельность через игровую деятельность. «Дидактические игры, как наиболее соответствующая форма обучения детей в раннем возрасте – неотъемлемая часть игровой деятельности. Ребенок незаметно для себя усваивает все, то, что я считаю необходимым ему дать»,- рассказывает Наталья Николаевна.
«Я всегда слежу за тем, чтобы занятия с ребятишками вызывали у них радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, и не допускаю переутомления при слушании сказок, потешек, стихов, музыки. Вызываю подражание своим словам и действиям», - этого придерживается Ирина Станиславовна. Для обучения действиям с игрушками воспитатели используют показ, совместные действия с ребенком, упражнения в действии, похвалу за совершенное действие.
Ребенку недостаточно просто есть, пить, спать, находиться в тепле, т.е. удовлетворять свои органические потребности. Ему необходимо и общение со взрослым человеком, человеческое тепло. Именно это тепло и дарят Пятачкова Татьяна Анатольевна и Яковлева Наталья Анатольевна, недавно получившие педагогическое образование, педагоги с 2-х летним стажем, которые работают во второй младшей группе. Здесь ребятишки чуть по старше, и соответственно, в режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные детьми ранее. Воспитатели учат детей с небольшой помощью одеваться и раздеваться: расстегивать пуговицы, туфельки, молнии. Во время приема пищи следят за тем, чтобы дети съедали положенную им порцию, и приучают, есть культурно: не разбрасывать хлеб, пользоваться салфеткой. Во второй младшей группе малыши много двигаются, и воспитатели стараются использовать эту подвижность на физкультурных занятиях, используя индивидуальный подход к каждому ребенку. Наталья Анатольевна и Татьяна Анатольевна приучают детей самостоятельно умываться, пользуясь мылом, следить за чистотой и опрятностью своей одежды, обуви. Проводят много времени, играя с детьми. Развивая у них память, внимание, речь, используя слова: спасибо, пожалуйста. Каждый воспитатель в своей работе старается сделать атмосферу в группе наиболее приятной для ребенка. О своем подходе к детям Наталья Анатольевна говорит: «Я формирую представления детей о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними, обогащаю детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Делаю акцент на дружелюбное отношение друг к другу, чтобы ребенок по своей инициативе выражал внимание к сверстникам: жалел, оказывал помощь».
«В целях развития самостоятельности прививаю небольшие обязанности детям: например, не разбрасывать игрушки, по просьбе взрослого собирать их, задвинуть стульчик, выйдя из-за стола и т.д. Вовлекаю малышей в различные виды деятельности, формируя тем самым привычку быть занятым. Все указания детям даю в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающим у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Даю положительную оценку в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка», - говорит Татьяна Анатольевна. Дети склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред здоровью). Поэтому игры не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности, сменяются спокойными. Лучше чуть-чуть недоигрывать, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной, интересной. Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний. Подчеркивая значение интереса в развитии ребенка, врач и педагог Е.А. Аркин говорил: «Если личность воспитателя, благодаря подражательности и внушаемости ребенка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надежнейших орудий в его руках является интерес». За этим строго следят воспитатели средней группы: Рольгейзер Наталья Александровна и Кравченко Лариса Дмитриевна. Ребенок, занимающийся чем-либо без интереса, оказывается во власти скуки и ничегонеделания. «Я стараюсь привить у детей интерес к вещам, их назначению; развиваю интерес к миру природы и ее явлениям, к миру людей. На меня часто обрушивается лавина вопросов любознательных «почемучек». Своими ответами учу ребенка думать, стараюсь развить дальнейший интерес к окружающему, стараюсь не игнорировать вопрос ребенка, чтобы не погасить в нем стремление к познанию нового»- говорит Лариса Дмитриевна.
Ежедневно в быту воспитатели развивают у детей интерес к сверстникам, побуждая их проявлять доброжелательность, отзывчивость к тем, кто рядом.
Постепенно дети начинают оказывать взаимопомощь друг другу по собственному побуждению, без напоминания взрослых. Доброжелательность становится нормой взаимоотношений и основой их поведения.
«Систематическое, последовательное ознакомление ребенка с окружающим миром, обучение правильной речи, элементам счета, обогащение словарного запаса, формирование изобразительной деятельности, развитие и усложнение мыслительной деятельности происходит на занятиях. Занятия в нашей группе проводятся по определенной системе, с учетом возрастных особенностей детей, при постепенном и последовательном усложнении материала», - рассказывает Наталья Александровна. «Я стараюсь преподнести детям не просто элементарные знания и умения, но и развить у них умения сравнивать, анализировать. Чтобы не допустить переутомления детей на занятиях использую физкультурные паузы. Утренняя зарядка – обязательный компонент в режиме дня. После зарядки у детей снимается остаточное торможение после ночного сна, тем самым происходит подготовка ребенка к последующим нагрузкам».
В средней группе детей приучают и к трудовой деятельности. Постоянным видом труда является самообслуживание: дети почти самостоятельно одеваются, раздеваются, задвигают за собой стул, убирают игрушки, убирают за собой рабочее место после занятий. В распоряжении детей в свободное от занятий время в группе есть игрушки, конструктор, настольные игры, книжки. Детей приучают к бережному отношению к окружающим их вещам, тем самым, прививая им аккуратность.
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. В подготовительной особенно происходит воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим. Главным в воспитательной деятельности педагогов подготовительной группы Шестаковой Антонины Ивановны и Федоновой Натальи Александровны является организация жизнедеятельности ребенка, способствующая общению, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим. Воспитатели проводят много этических бесед, содержание которых составляют в основном подлинно жизненные ситуации, формирующие у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации, дают характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. «Я воспитываю в детях доброжелательное отношение друг к другу, учу быть вежливыми, не перебивать и уметь выслушать, доводить начатое до конца, а не бросать на пол пути. Воспитываю в детях заботливое отношение к родителям, о том, что «мама» - это святое и нельзя никогда забывать об этом», - рассказывает Антонина Ивановна. «Всегда важно подбодрить ребенка, при возникновении трудностей, вселяя в детях уверенность, что все получится, всего можно добиться, стоит только захотеть».
В подготовительной группе происходит формирование готовности к обучению в школе, создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в новый коллектив. Специальная готовность определяется наличием знаний у ребенка, представлений и умений, которые составляют основу изучения родного языка, математики, и общая готовность определяется его физическим и психическим развитием. «Физическое воспитание способствует умственному, эстетическому, трудовому воспитанию, систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма. Хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе», - говорит Наталья Александровна.
В работе с детьми подготовительной группы воспитатели применяют игры-упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, загадки. Учебная задача, поставленная в игровой форме, делает понятной для ребенка цель получения знаний, значимо способствуют этой цели экскурсии. Используется организация детского труда: дежурства по накрыванию столов, во время занятий. К. Д. Ушинский говорил: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но и должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Заботясь о полноценной подготовке детей к школе, Антонина Ивановна и Наталья Александровна ведут работу с родителями: дают советы по режиму жизни ребенка в семье, дают рекомендации по поводу того. На что следует обратить особое внимание, знакомят с объемом необходимых знаний, которые должен усвоить ребенок при подготовке к школе.
Нельзя не отметить музыкального работника нашего детского сада Давыдову Тамару Валерьевну. На занятиях она учит воспитанников внимательно слушать и различать музыку по характеру, заботится о развитии музыкальных способностей, певческого голоса, выразительных движений у детей. Учит детей водить хороводы, участвовать в играх-инсценировках, использует на занятиях различные музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, народные инструменты, детские музыкальные инструменты, такие как металлофон, организует шумовые оркестры. А различные утренники и праздники – это яркие и радостные события в жизни детей. «Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений, все это важные факторы эстетического воспитания. Праздник несет радость всем детям, поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие. Обогащая музыкальные впечатления воспитанников, я организую, прослушивание музыки, включаю ее в развлечения и праздники. В содержание инсценировок ввожу знакомые детям песни, которые они сами же и исполняют, малышам предлагаю поплясать с персонажами театра игрушки; они могут принять участие в инсценировке песенок, потешек с простыми доступными действиями.
Жизнь в детском саду – интересная книга, в которой праздники и развлечения – лучшие страницы.
Итак, воспитание – кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности, их мир. Он, рядом, он внутри нашего, взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом, выражает себя в его поступках. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли, а назад пути нет. Как же обмануть время? Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланцами – детьми, чем мы и занимаемся в МДОУ «Юргинский детский сад «Тополек»!
|